Историко-культурное наследие № 1(8) 2020

Содержание № 1(8) 2020.


ИСТОРИЯ. АРХЕОЛОГИЯ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.1

Н. В. Пислегин, В. С. Чураков

МАРИЙЦЫ УДМУРТИИ ПО ПЕРЕПИСЯМ XVIII – СЕРЕДИНЫ XIX В.

Статья посвящена изучению численности, развития поселенческой сети, малой административно-территориальной структуры и другим вопросам истории марийского народа на территории современной Удмуртии по данным переписей XVIII – середины XIX в. Первые упоминания о марийских деревнях Удмуртского Прикамья относятся ко второй трети XVII в. Вплоть до конца XVIII в. они дисперсно располагались в пределах различных марийских, удмуртских и татарских сотен Зюрейской и Арской дорог Казанского уезда, а также Осинской дороги Уфимского уезда (с 1780 г. – Елабужского уезда Вятского наместничества). К середине XIX в. не менее 12 населенных пунктов в составе ряда волостей Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии находились в границах современной Удмуртской Республики. Несмотря на проведенную в середине XVIII в. массовую христианизацию, для народа была характерна высокая доля продолжающих официально придерживаться традиционных верований. Большая его часть принадлежала к сословию государственных (ясачных) крестьян, однако, как минимум, в трех марийских деревнях значительную долю составляли тептяри, имевшие отличную от своих односельчан администрацию.

Ключевые слова: марийцы, Удмуртия, малые административно-территориальные единицы, ландратская перепись, ревизии, ясачные, тептяри.

MARI PEOPLE OF UDMURTIA ACCORDING TO THE CENSUSES

OF THE XVIIIth – MIDDLE XIXth CENTURIES

The article is devoted to view the number of inhabitants, the evolution of the settlements and administrative-territorial structure and other issues of the history of the Mari people of Udmurtia according to the censuses of the XVIIIth – middle XIXth centuries. The first mentions of Mari villages in the Udmurt Kama region dates back to the second third of the XVIIth century. Until the end of the XVIIIth century they were dispersed within the various Mari, Udmurt and Tatar hundreds (sotnjas) of Zyureyskaya and Arskaya roads of Kazan County, as well as Osinskaya road of Ufa County (since 1780 – Yelabuga County of Vyatka Viceroyalty). By the middle of the XIXth century at least 12 localities in a number of parishes of Sarapul and Yelabuga counties of Vyatka province were located within the borders of the modern Udmurt Republic. Despite the mass Christianization in the mid-XVIIIth, the people were characterized by a high percentage of those who continued to officially adhere to traditional beliefs. Most of the Mari people belonged to the estate of State (Yasak) peasants, however, at least three of the Mari villages, a significant proportion was Teptjars, who had their own administration in contrast to their fellow villagers.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.2

Д. М. Пюрияйнен

ИЗ ИСТОРИИ ДИНАСТИИ КУПЦОВ ЕХЛАКОВЫХ Г. САРАПУЛА (XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)

В статье реконструируется история прикамского купечества на примере семьи Ехлаковых г. Сарапула. Рассматриваются все ступени жизни купеческого рода: от возникновения до ее окончания. Особое внимание уделяется повседневной жизни купечества: отношению к семье, капиталу, горожанам, своему делу. В процессе анализа выявляются изменения, вместе с исторической эпохой, социального поведения купцов, религиозных и внутрисемейных взглядов. Продолжительный по времени период (XVIII – первая половина XX в.) позволяет зафиксировать социально-психологические стандарты и кодексы поведения в семье. Представлен тип «традиционного» купечества, определена роль мотивации в развитии коммерческой деятельности. Интересна эволюция взаимоотношений с горожанами: служение и единство в дореформенную эпоху, дистанцирование от социальных проблем в пореформенное время и полное взаимное отторжение в советский период. При этом коммерческий успех династии был связан с этапом гармоничного взаимодействия с сарапульской общественностью.

Ключевые слова: купцы, династия, Ехлаковы, повседневность, Сарапул, Вятская губерния.

From the History of a DYNASTY of MERCHANTS ELAKOVICH G. sarapula (XVIII – FIRST HALF of XX Century)

The article reconstructs the history of the Kama merchant class on the example of the Ekhlakov family from Sarapul. This article examines all stages of merchant family life: from the beginning to its end. Special attention is paid to the daily life of merchants: their attitude to family, capital, citizens, and their business. The analysis shows how the social behavior of merchants, religious and intra-family views change along with the historical epoch. A long time period (XVIII – the first half of the XX century) allows us to fix socio-psychological stereotypes of behavior in the family. In the article you can see the type of “traditional” merchants, the role of motivation in the development of commercial activities. The evolution of relations with citizens is interesting: service and unity in the pre-reform era, distancing from social problems in the post-reform era, and complete mutual rejection in the Soviet era. At the same time, the commercial success of the dynasty was associated with a period of harmonious interaction with the Sarapul public.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.3

Р. Н. Касимов

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТИИ)

75-летие со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне отмечается в 2020 г. Статья посвящена истории создания и особенностям работы поисковых отрядов, в частности из Удмуртии. Поисковая деятельность юридически оформленных общественных организаций, направленная на установление судеб погибших и пропавших без вести солдат и командиров, а также их последующую идентификацию на основе «смертных медальонов», именных вещей, наград, сохранившихся личных документов и архивных материалов, представляет интерес не только для педагогов и активистов объединений патриотической направленности, но и для профессиональных историков. Поисковые отряды страны можно разделить на условные группы: отряды из регионов, где не разворачивались боевые действия, и где война оставила свой страшный след. При всей схожести они имеют свою специфику. Значительный воспитательный потенциал и определенный вклад поисковиков в раскрытие отдельных аспектов Великой Отечественной войны очевидны. Между тем перед современным поисковым движением стоит целый ряд проблем, требующих решения. В частности, проблема эффективности и целесообразности мероприятий по эксгумации и перезахоронению останков военнослужащих остается открытой и весьма острой, на что обращает внимание автор статьи.

Ключевые слова: поисковое движение, поисковые отряды, Удмуртия, гражданско-патриотическое воспитание, история Великой Отечественной войны, военная история.

THE RESEARCH OF THE HISTORY OF SEARCH MOVEMENT ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF Udmurtia)

The 75th anniversary of the Victory of the Soviet People in the Great Patriotic War is celebrated in May 2020. The article is devoted to the history of creation and peculiarities of work of search groups of diggers, in particular from Udmurtia. The search work, as activities of legally formalized public organizations aimed at finding missing soldiers and commanders, as well as their subsequent identification on the basis of “mortal medallions” named personal effects, awards, preserved personal documents and archival materials, is of interest not only for teachers and activists of public organizations of patriotic orientation, but also for professional historians, including historians-ethnologists. The search groups of the country can be divided into conditional groups: groups from regions where fighting didn’t take place and groups from regions where the war left its terrible trace. Despite all the similarities, groups have their own particularity. The considerable educational potential and certain contribution of search groups to the disclosure of certain aspects of the Great Patriotic War is obvious. Meanwhile, today the modern search movement faces a number of problems that need to be solved. In particular, the problem of the effectiveness and expediency of exhumation and reburying of the military servants’ remains continues to be open and very acute for the future search movement, which is what the author of the article draws attention to.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.4

Е. А. Шинаков, А. А. Чубур

УРАЛО-ПОВОЛЖСКИЙ КОНТЕКСТ ГЕНЕЗИСА ЛУЧЕВЫХ ГОЛОВНЫХ КОЛЕЦ

В статье рассматривается происхождение элементов лучевых височных колец (серег), распространившихся в нескольких племенных союзах восточных славян на территории Урало-Поволжского региона. Генезис волынцевского пласта древностей в верхнем Поднепровье, Посеймье и верхнем Поочье, в том числе и ранних форм лучевых височных колец, можно связать с именьковской и кушнаренковской культурами Урало-Поволжья. Волынцевские древности сменяют пастырские, не будучи с ними генетически связаны и не сосуществуя. Авторы предполагают, что имела место быстрая смена военизированной этнической страты, осуществлявшей от имени Хазарского каганата контроль над местным славянским населением. После разрыва с каганатом эта группа населения продвигается на Оку, где восстанавливает прямую связь со Средним Поволжьем – своей прародиной. Это отмечается новым культурным импульсом, приведшим, с одной стороны, к формированию завершенных форм лучевых височных колец, а с другой стороны, к появлению на некоторых их типах финно-угорских орнитоморфных элементов.

Ключевые слова: лучевые височные кольца, генезис, волынцевская культура, именьковская культура, роменская культура, хазары, булгары, раннее средневековье.

URAL-VOLGA CONTEXT OF THE GENESIS OF RADIAL TEMPORAL RINGS

The article discusses the origin of the elements of the radial temporal rings (earrings), spread in several tribal unions of the Eastern Slavs, in the Ural-Volga region. The genesis of the Volintsev stratum of antiquities in the upper Dnieper, Poseimye and upper Poochye, including the early forms of the radial temporal rings, can be associated with the Imenkovo and Kushnarenkovo cultures of the Ural-Volga region. Volintsevsky antiquities are replaced by pastoral ones, not being genetically related to them and not coexisting. The authors suggest that there was a rapid change in the paramilitary ethnic stratum, exercising control over the local Slavic population on behalf of the Khazar Khaganate. After breaking up with the Kaganate, this group of people is moving to the Oka, where it is restoring a direct connection with the Middle Volga – its ancestral home. This is marked by a new cultural impulse that, on the one hand, led to the formation of complete forms of radial temporal rings, and, on the other hand, the appearance of Finno-Ugric ornithomorphic elements on some types of radial temporal rings.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.5

В. В. Митрофанов

«…ПИСЬМО НЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ БЕЗ КАКОГО-ЛИБО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО УПОМИНАНИЯ…»: ПИСЬМА И. А. ИВАНОВА С. Ф. ПЛАТОНОВУ (1914 г.)

Вводится в научный оборот неизвестный пласт эпистолярного наследия И. А. Иванова, более 20 лет возглавлявшего Тверскую губернскую ученую архивную комиссию. Адресованный С. Ф. Платонову массив писем насыщен интересной информацией о деятельности комиссии по сохранению культурного наследия региона, редкими археологическими сведениями. С именем И. А. Иванова связаны самые значимые начинания комиссии: второй областной Археологический съезд, церковно-археологические курсы, комплектование коллекций Тверского музея и многие другие. При этом его имя остается вне исследовательского внимания. Переписка 1914 г. является ценным источником о повседневной жизни провинции – Тверской губернии, столь богатой своей историей. Особенный интерес представляют сведения о сохранении этого наследия через собирательскую деятельность, сохранение архитектурных памятников, археологические находки. В этом подвижническом деле И. А. Иванов принимал самое непосредственное и живое участие, находился в гуще событий. С. Ф. Платонов состоял с 1898 г. членом, а с 1903 Почетным членом комиссии и был причастен к решению многих вопросов. Он не раз бывал в Твери, где читал курсы лекций, участвовал в значимых мероприятиях, его по праву называют просветителем российской глубинки.

Ключевые слова: С. Ф. Платонов, И. А. Иванов, Тверская губернская научная архивная комиссия, эпистолярный источник, архив, археологические находки.

«...the letter should not be left without any archaeological mention...»: Letters OF I. A. Ivanov TO S. F. Platonov (1914)

An unknown layer of epistolary material of I. A. Ivanov is introduced into scientific circulation, who headed the Tver Provincial Scientific Archival Commission for more than 20 years. Addressed to S. F. Platonov the mass of letters is full of interesting information about the activities of the commission for the preservation of the regional cultural heritage, rare archaeological information. The name of I. A. Ivanov is associated with the most significant undertakings of the commission: the second regional Archaeological Congress, church and archaeological courses, the acquisition of the Tver Museum’s collections and many others. However, his name remains outside the research field. The epistolary layer in 1914 is a valuable source about the daily life of the Tver province because it has rich history. The information about the preservation of this heritage through collecting activities, the preservation of architectural monuments, archaeological finds represent a particular interest. In this ascetic case I. A. Ivanov took a direct and lively part and was caught up by events. S. F. Platonov was a member of the commission since 1898, and since 1903 he was an honorary member of it. He took an active part in the work of the commission. He visited Tver more than once, where he gave lecture courses, took part in significant events. He is rightly called the enlightener of the Russian province.

СКАЧАТЬ


ЭТНОЛОГИЯ


DOI: 10.15350/26191490.2020.1.6

Е. Тулуз

СЕМЬ ЛЕТ ПОЛЕВЫХ РАБОТ У ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ

Автор подводит некоторые итоги семилетней работы у закамских удмуртов в Башкортостане. В статье выделены ее этапы и периоды. Первый можно назвать «пилотным» – время открытия «поля» автором статьи в сотрудничестве с местным ученым-этнографом Ранусом Садиковым (Уфа) и визуальным антропологом Лийво Ниглас (Тарту). С 2016 г. начался второй этап – полевые работы стали частью пятилетней программы; в команду влился четвертый коллега – Николай Анисимов, с приходом которого открылись новые перспективы. Это молодой фольклорист и известный в удмуртской среде исполнитель, его везде и охотно принимают как гостя, а не только как полевого исследователя; его личные связи с песенной культурой народа побуждают самих информантов исполнять песни. Будучи ученым-фольклористом, он привнес в команду междисциплинарное разнообразие. Такое сотрудничество на протяжении четырех лет является весьма плодотворным.

Ключевые слова: Башкортостан, удмурты, закамские удмурты, полевые работы, междисциплинарность, визуальная антропология, антропология, этнография, фольклористика, обряды, моления.

SEVEN YEARS OF FIELD WORK WITH THE EASTERN UDMURT:
COLLECTIVE EXPERIENCE

The author reflects on seven years of field work by the Eastern Udmurt in Bashkortostan. The article shows how the field work began and suggests dividing this experience into two periods. The first can be called “pilot” – the time of field opening by the author of the article in cooperation with local scientist Ranus Sadikov (Ufa) and visual anthropologist Liivo Niglas (Tartu). In 2016, the second stage began – fieldwork became part of a funded five-year programme; a fourth colleague, Nikolai Anisimov, was added to the field team, opening up new perspectives. He is a young folklorist and performer, known in Udmurtia, so he is readily accepted everywhere as a guest, not just as a field worker; his personal connections with the song culture of the people encourage the informants themselves to sing songs. Being a folklorist, he brought interdisciplinary diversity to the team. This cooperation has been very fruitful for four years. Keywords: Bashkortostan, Udmurts, the Eastern Udmurt, field work, interdisciplinarity, visual anthropology, anthropology, ethnography, folkloristics, rites, prayers.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.7

Р. Р. Садиков

САБАНТУЙ В ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ)

Сабантуй – один из главных ежегодных праздников в жизни закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. В селениях местных удмуртов он празднуется повсеместно в летний период в июне после завершения весенне-полевых работ перед началом сенокоса. Сабантуй сочетает в себе как старинные традиции, так и новшества советского времени, а также последние нововведения. В его основе древние магические земледельческие обряды; вместе с тем на него оказали сильное влияние башкирские и татарские народные обычаи, в среде которых проживают закамские удмурты. В советские годы был преобразован в массовый праздник колхозного крестьянства. Мероприятие организуется на нескольких уровнях: поселенческом, ареальном («колхозном») и районном. Его составными компонентами являются выступления руководителей сельхозпредприятий, торжественное награждение лучших сельских тружеников, спортивные соревнования

и игры, в том числе конные скачки, конкурсы музыкантов и певцов, шуточные состязания (бег в мешках, бег с яйцами в ложках, бой ведер и т. п.). Сабантуй на сегодняшний день имеет важное этноконсолидирующее значение, это площадка для воспроизводства и трансляции этнокультурных традиций народа.

Ключевые слова: удмурты, праздники, село, сельскохозяйственные предприятия, спортивные состязания, игры, музыкальные конкурсы, Республика Башкортостан, Пермский край.

SABANTUY IN THE FESTIVE CULTURE OF UDMURTS OF ZAKAMIE REGION (TRADITIONAL FORMS AND MODERN EXISTENCE)

Sabantuy is one of the main annual festivals in the life of Udmurts of Zakamie region – villagers living on the right bank of the Kama (in Bashkortostan and Perm region). In the villages of local Udmurts, it is celebrated everywhere in the summer in June after the completion of spring field work before the start of haying. Sabantuy combines both ancient traditions and the innovations of the Soviet era, and the latest innovations. It is based on ancient magical agricultural rites; at the same time, it was strongly influenced by Bashkir and Tatar folk customs, among which Udmurts of Zakamie region live. In the Soviet years it was transformed into a massive holiday of the collective farm peasantry. The event is organized at several levels: settlement, areal (“collective farm”) and district. Its components are speeches by heads of agricultural enterprises, the solemn rewarding of the best rural workers, sports competitions and games, including horse racing, competitions of musicians and singers, comic competitions (running in bags, running with eggs in spoons, a bucket fight, etc.). Sabantuy today has an important ethno-consolidating significance, it is a platform for the reproduction and translation of the ethno-cultural traditions of the people.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.8

М. А. Пилипак

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ УКРАИНЦЕВ ЧИШМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (К ПРОБЛЕМАТИКЕ СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)

Статья посвящена исследованию своеобразия свадебной обрядности украинцев с. Боголюбовка Чишминского района Республики Башкортостан и основывается на экспедиционных материалах автора. Цель исследования – выявление и фиксация локальных особенностей свадебного обряда украинцев, а также анализ степени его сохранения в условиях многонациональной среды. По результатам экспедиций отмечается, что структура свадебного обряда украинцев существенно трансформировалась. Вместе с тем определены его основные этапы: сватовство, приглашение гостей, приготовление каравая и свадебного деревца, завязывание невесты платком. На современном уровне исследования наблюдается использование традиционной свадебной атрибутики, названия ее главных участников. Фольклорные тексты, сопровождающие основные свадебные этапы, зафиксированы не в полной мере.

Ключевые слова: украинцы, экспедиция, свадебная обрядность, традиционная культура, трансформация.

WEDDING RITUAL OF UKRAINIANS IN THE CHISHMINSKY DISTRICT
OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
(ON THE ISSUE OF PRESERVING ETHNIC IDENTITY)

The article is devoted to the study of the wedding ceremony peculiarities of the Ukrainians from Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan and is based on the materials of the author’s expedition notes. The purpose of the research is to identify and fix local features of the wedding ceremony of Ukrainians as well as to analyze the level of its preservation in a multinational environment. According to the results of the expedition, it is noted that the structure of the wedding ceremony of the Ukrainians has significantly transformed. At the same time, the main stages were recorded, namely: matchmaking, inviting guests, preparing a loaf and a wedding tree, tying the bride with a scarf. At the present stage of research, the use of traditional wedding paraphernalia, the names of its main participants, has been preserved. The folklore texts accompanying the main wedding stages are not fully recorded.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.9

Д. А. Черниенко

ВКЛАД В. Я. БАБЕНКО В РОССИЙСКУЮ И РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭТНОЛОГИЮ: К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

В статье рассматривается жизненный путь и профессиональная научная деятельность отечественного историка, этнографа В. Я. Бабенко. Отмечается его вклад в формирование региональной украинистики как комплексного исследовательского направления (история, этнография, фольклористика), развитие этнологических исследований других народов – русских, белорусов, марийцев, мордвы, немцев Башкортостана, а также в реализацию ряда научно-издательских и просветительских проектов, педагогику, организацию науки и высшего образования, общественно-политическую сферу как специалиста по этноконфессиональной тематике. Научный вклад В. Я. Бабенко заключается в том, что на конкретном материале и на уровне теоретических обобщений были выявлены закономерности и характер этнических процессов у народов, находящихся в ино- и полиэтничном окружении, в отрыве от «материнского этноса». В рамках научной школы по этнической истории и этногенезу народов Среднего Поволжья и Урала академика Р. Г. Кузеева, а затем и в самостоятельных исследованиях В. Я. Бабенко была разработана теория и введено в научный оборот понятие «малая этническая группа», выделены и эмпирически обоснованы основные этапы изменений в культурно-языковой характеристике таких групп.

Ключевые слова: Башкортостан, малая этническая группа, народная культура, научная школа, украинцы, экспедиция, этнические процессы.

CONTRIBUTION OF V. J. BABENKO TO THE RUSSIAN AND REGIONAL ETHNOLOGY:
TO THE 70th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH

 The article presents the life journey and professional scientific activity of the Russian historian, ethnographer V. Y. Babenko. His contribution to the formation of regional Ukrainian studies as a complex research focus (history, ethnography, folklore), the development of ethnological research of other nations – Russians, Belarusians, Mari, Mordovians, Germans in Bashkortostan; as well as the contribution to the implementation of several scientific, publishing and educational projects, pedagogy, organization of science and higher education, social and political sphere as an expert on ethno-religious topics is mentioned in this article. The scientific contribution of V. Y. Babenko consists of the following: the general patterns and character of ethnic processes in nations living in foreign and multi-ethnic environment in isolation from the «mother ethnos» were revealed on the concrete material and at the level of theoretical generalizations. Within the framework of the scientific school on ethnic history and ethnogenesis of the Middle Volga and Ural nations of academician R. G. Kuzeev, and later in the independent research of V. Y. Babenko, the theory was developed and the concept of “small ethnic group” was introduced into scientific circulation. The main stages of changes in cultural and linguistic characteristics of such groups were singled out and empirically substantiated.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.10

В. С. Воронцов

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В УДМУРТИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается межнациональная ситуация в Удмуртской Республике в представлениях и оценках учащейся и студенческой молодежи. Основным источником исследования послужили данные этносоциологических опросов. Их материалы свидетельствуют о существенном улучшении межэтнических отношений в молодежной среде. Это объясняется, во-первых, тем, что период социализации данного поколения проходил в относительно стабильный период российской истории; во-вторых, в области государственной национальной политики были приняты важные законодательные акты, позволившие решить ряд проблемных вопросов в этноконфессиональной сфере; в-третьих, произошла определенная консолидация российского общества на фоне внешних угроз. Вместе с тем молодежь, по-прежнему, является «группой риска» в этноконфессиональных отношениях. Необходимо предложить молодым людям новые перспективные «Большие проекты», которые смогли бы канализировать их энергию и потенциал на созидание, активизировать социальные лифты в обществе, сформировать настоящих «героев нашего времени», дать пример для подражания миллионам молодых россиян.

Ключевые слова: межнациональная ситуация, межнациональные отношения, учащаяся и студенческая молодежь, Удмуртия, соцопрос, представления, оценки, установки.

INTERETHNIC SITUATION IN UDMURTIA IN REPRESENTATIONS

OF YOUNG STUDENTS

The paper analyzes the interethnic situation in the Udmurt Republic in the representations and assessments of young students. The main source of research is the data of ethnosociological surveys. The survey materials indicate a significant improvement in interethnic relations among young people. Firstly, this is due to the fact that the period of socialization of this generation took place in a relatively stable period of Russian history. Secondly, important legislative acts were adopted in the sphere of state national policy, which made it possible to solve a number of problematic issues in the ethno-confessional sphere. Thirdly, there was a certain consolidation of Russian society against the backdrop of external threats. At the same time, young people, as before, are a “risk group” in ethno-confessional relations. It is necessary to offer the young generation new promising “Big projects” which could channel the energy and potential of young people into creation, activate social elevators in society, form real “heroes of our time”, give an example to follow for millions of young Russians.

СКАЧАТЬ


ФИЛОЛОГИЯ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


DOI: 10.15350/26191490.2020.1.11

Д. Н. Фатеев, Н. А. Зайцев

РУССКИЕ, ТАТАРСКИЕ И БАШКИРСКИЕ ХРЕСТОМАТИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В статье на примере жанра хрестоматии и отдельных составляющих его меньших форм рассматриваются сходства и отличительные черты русского, татарского и башкирского просветительского движения. Дается оценка хрестоматии как жанру просветительской словесности и функциям, выполняемым ею при формировании национального языка, культурного самосознания народа, развитии национальной литературы и педагогики. Рассмотрение подхода урало-поволжских и русских просветителей к составлению хрестоматий, отбору и обработке входящих в них произведений проводится на материале «Татарских хрестоматий» М. И. Иванова и С. Б. Кукляшева, «Хрестоматии» К. Д. Ушинского, хрестоматии Н. А. Корфа из книги для чтения «Наш друг» и четырех «Русских книг для чтения» Л. Н. Толстого. Источниками исследования стали также работы литературоведов и культурологов, посвященные творчеству упоминаемых составителей хрестоматий и непосредственно их трудам, а также феномену просветительства в целом. Результаты сопоставления позволяют создать более общее представление о типологических сходствах и различиях русского и урало-поволжского просветительского движения середины и второй половины XIX в., а продолжение исследований в этом направлении может дать ключ к пониманию взаимосвязи и соотношения национально-региональных просветительских движений.

Ключевые слова: просветительство, хрестоматия, басня, перевод, татарская литература, башкирская литература, русская литература.

RUSSIAN, TATARIAN AND BASHKIRIAN CHRESTOMATHIES OF THE MIDDLE

AND THE SECOND HALF OF THE XIXth CENTURY IN THE CONTEXT

OF NATIONAL ENLIGHTENMENT

The article, by using the example of the anthology genre and its separate components of smaller genres, examines similarities and distinctive features of the Russian, Tatar and Bashkir educational movement. The author evaluates anthology as a genre of educational literature and the functions it performs in the formation of the national language, the development of national literature and pedagogy, and the formation of the cultural identity of the people. The enlighteners’ approach to the compilation of anthologies, selection and processing of the works included in them is based on the material of the “Tatar anthologies” of M. I. Ivanov and S. B. Kuklyashev, the “Anthology” of K. D. Ushinsky, the chrestomathy of N. A. Korf from the book for reading “Our friend” and four “Russian books for reading” by L. N. Tolstoy. The sources of the research are also works by experts in literature and culturology devoted to the work of the authors of the anthologies mentioned, and their works themselves, as well as the phenomenon of enlightenment in general. The results of the comparison allow us to get a more general idea of the typological similarities and differences between the Russian and Ural-Volga educational movements of this period, and further research in this direction can provide a key to understanding the relationship and correlation of national and regional educational movements.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.12

Г. Р. Насибуллова

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИКЕ

Гендерная лингвистика является одним из основных направлений исследования в области языка. Статья посвящена изучению влияния фактора гендера на выбор языковых средств в современном татарском языке. На материале новейшей периодики делается попытка обнаружения и описания специфики гендерного речевого поведения. Объектом рассмотрения выбран жанр интервью. Основываясь на интервью в современной периодике, проводится анализ особенностей гендерной речи на материале татарского языка. Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют утверждать, что проблема гендерного несоответствия в речевом поведении заслуживает пристального внимания и дальнейшего изучения. В итоге можно выделить следующие основные различия мужского и женского поведения: доминантой специфики женской речи являются стеснительность, эмоциональность, неуверенность; мужская татарская речь характеризуется некоторой категоричностью, краткостью в сочетании с уважением и внимательностью к собеседнику.

Ключевые слова: гендер, интервью, интервьюер, речь, лингвистика, гендерная лингвистика.

Gender features of the Tatar-language text in modern periodicals

Gender linguistics is one of the main directions of research in the field of language. This article is devoted to the study of the influence of the gender factor on the choice of language expressions in the modern Tatar language. Based on the material of modern periodicals, we tried to detect and describe the specifics of gender verbal behavior. The object of the research is the genre of interviews. Based on interviews in modern periodicals, the research analyzes the peculiarities of gender speech based on the material of the Tatar language. The results of the experimental research suggest that the problem of gender differences in speech behavior deserves close attention and further study. As a result, the following main differences of male and female behavior can be distinguished: dominant specificity of female speech determines shyness, emotionality, uncertainty; male Tatar speech is characterized by a certain categorization, brevity combined with respect and attentiveness to the companion.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.13

Т. С. Есенова, И. Гольдинова

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЖУРНАЛИСТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАДИО

В статье представлен речевой портрет журналиста национального радио. В качестве материала были использованы аудиозаписи радиоречи трех журналистов местного радио общей сложностью 20 минут звучания. Проанализированы ее лексические, морфологические, синтаксические характеристики. Использованы следующие методы: а) слуховой анализ языкового материала; б) сравнительный анализ языковых данных; в) статистический анализ, который позволил определить наиболее существенные тенденции; г) лингво-стилистический анализ языковых единиц. Проведенное исследование позволяет заключить, что поведение радиожурналистов в эфире отвечает регламентам, соответствующим поведению представителей данной профессии. Это относится к речи, которая является основным компонентом языкового облика радиожурналиста. Она соответствует нормам русского литературного языка, не отмечены фонетические, просодические, акцентологические, лексико-фразеологические, синтаксические, морфологические отклонения от правил. Выступление журналиста в радиоэфире строится с соблюдением требований категории «вежливость», не допускаются отступления от общей стратегической задачи текста – изложить цель сообщения, используется тактика комментирования, уточнения. Не характерно употребление этнических обозначений (кроме оправданных топонимов, антропонимов). Используются такие этикетные формулы и речевые акты, как «приветствие», «прощание», «поздравление» и т. д., также реализующие категорию «вежливость».

Ключевые слова: радиоречь, речевой портрет, радиожурналист, национальное радио.

SPEECH PORTRAIT OF A NATIONAL RADIO JOURNALIST

The article reveals the speech portrait of a radio journalist of the national radio. Audio recordings of radio conversations of three local radio journalists with a total complexity of 20 minutes of sound were used. Lexical, morphological, syntactic characteristics of the radio speech were analyzed. The following methods were used: a) auditory analysis of language material, b) comparative analysis of language data, c) statistical analysis that allowed us to determine the most significant trends; d) linguistic and stylistic analysis of language units. The analysis allows us to conclude that the behavior of radio journalists on the air meets the requirements for the appropriate behavior of representatives of this profession. The requirements are met by speech, which is the main component of the language appearance of a radio journalist. The speech of journalists on the radio is based on the norms of the Russian literary language. Phonetic, prosodic, accentological, lexical-phraseological, syntactic and morphological deviations from the rules are not marked. The journalist’s speech on the radio is built in compliance with the requirements of the “courtesy” category, deviations from the general strategic task of the text are not allowed – to state the purpose of the message, the tactics of commenting and clarifying are used. It is not typical to use national means (except for justified toponyms, anthroponyms). There are etiquette formulas and speech acts “greeting”, “farewell”, “congratulations”, etc., which also implement the category “politeness”.

СКАЧАТЬ


КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО


DOI: 10.15350/26191490.2020.1.14

И. В. Пчеловодова

УЗЬЫГУМЫЧИ В УДМУРТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФЕНОМЕН ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье впервые предпринята попытка сравнительно-сопоставительного анализа творчества народных музыкантов в удмуртской традиционной культуре. В центре внимания – исполнители на узьыгумы (продольной обертоновой флейте), рассмотренные с точки зрения их звуковых предпочтений, приемов игры, репертуара. Совокупность этих аспектов позволила выделить типы исполнителей. В рамках статьи раскрываются две личности музыкантов-узьыгумычи (исполнителей на узьыгумы), творчество которых было зафиксировано в разные временные периоды: Иван Афанасьевич Шабалин – середина ХХ в. и Евгений Андреевич Худяков – начало ХХI в. Оба музыканта представляют уравновешенный тип исполнителя. Между тем в персональных особенностях присутствуют по-своему выражаемые традиционные черты, проявляемые, прежде всего, в звучании инструмента и исполняемой музыке; тенденция к более мягкому, связному звучанию у И. А. Шабалина и отрывистому у Е. А. Худякова. В репертуаре обоих узьыгумычи также наблюдается ощутимая разница. Больший по количеству и жанрово многообразный звучащий материал зафиксирован у И. А. Шабалина, в то время как Е. А. Худяков исполнил лишь один плясовой наигрыш. Это, возможно, связано и с меньшей потребностью инструмента в деревенском сообществе в начале ХХI в., а плясовые наигрыши всегда оставались актуальными, поднимая настроение у слушателей.

Ключевые слова: удмурты, инструментальная традиция, аэрофоны, личность, приемы игры, репертуар, тип исполнителя.

UZ’YGUMYCHI IN THE UDMURT TRADITIONAL CULTURE:

PHENOMENON OF THE PERFORMING PERSONALITY

The article is the first attempt at a comparative analysis of folk musicians in Udmurt traditional culture. The focus is on the performers who play on Uz’ygumy (longitudinal overtone flute), examined from the point of view of their sound preferences, playing, repertoire. The combination of these aspects made it possible to distinguish the types of performers. The article reveals two personalities of Uz’ygumychi musicians (performers who play on Uz’ygumy), whose works were recorded at different time periods: Ivan Afanasyevich Shabalin – mid. XX century, Khudyakov Evgeny Andreyevich – beginning of the XXI century. Both musicians represent a balanced type of performer. Meanwhile, in personal characteristics there are in their own way expressed traditional performance features, manifested primarily in the sound of the instrument and the music played. A tendency to a softer, more coherent sound by I. Shabalin and jerky by E. Khudyakov. There is also a noticeable difference in the repertoire of both Uz’ygumychi. Larger in number and genreally diverse sounding material was recorded by I. A. Shabalin, while E. A. Khudyakov performed only one dance tune. This is probably connected with the lesser need of the instrument in the village community at the beginning of the ХХI century and dance tunes always remained relevant, raising the mood of the audience.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.15

Е. Ю. Новоселова

СПЕЦИФИКА СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЯ ОПЕРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. А. КОРЕПАНОВА

В статье выявляется единство принципов структуры сюжетов опер «Наталь» и «Мятеж» Г. Корепанова – произведениях, разных по жанру и внутреннему строению. Оно определяется с помощью привлечения целого корпуса неоконченных работ композитора, существующих в виде завершенных или незавершенных либретто, а также развернутых сюжетных планов оперных произведений. Автором выполнен анализ сценарного плана оперы «Туймат» В. Учанова, а также трех вариантов либретто оперы «Простая операция», созданных по мотивам романа «Начало года» Г. Красильникова. Впервые введенные в научный оборот либретто неоконченных произведений Г. Корепанова исследуются с использованием методов исторической и теоретической поэтикии, прежде всего, методологии А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, М. М. Бахтина. В результате сравнения структуры сюжетов «Туймата» и оперы «Наталь» установлены единые принципы сюжетосложения, позволяющие выявить общую сюжетно-композиционную схему. Привлечение к анализу трех вариантов либретто оперы «Простая операция», отражающих постепенную корректировку замысла в сторону прояснения все той же сюжетной схемы, подтвердило гипотезу о существовании единых принципов строения произведений Г. Корепанова. На основе полученных данных разработанная схема конструкции сюжета обнаружена и в опере «Мятеж». Единые принципы сюжетосложения в произведениях, различных с точки зрения жанра и внутренней структуры, позволяют сделать вывод о наличии константных стилевых принципов творчества Г. Корепанова, так как согласно Б. А. Успенскому, «стиль понимается как проявление некоторой единой системы, общей внутренней формы».

Ключевые слова: Г. Корепанов, опера, «Наталь», «Мятеж», сюжетосложение, либретто, наброски, творческие замыслы.

SPECIFIC CHARACTER OF THE NARRATIVE SCHEME IN OPERATIC WORKS BY G. KOREPANOV

The article discloses the unity of principles for the structure of the narrative scheme in operatic works “Natal’” and “Rout” by G. Korepanov though these operas are different by genre and structural design. This unity becomes obvious while considering and comparing a number of the composer’s incomplete works which are available in the format of finished and unfinished librettos along with explicit narratives of his operatic pieces. The author analyzed the scenario plan of the opera “Tuymat” by V. Uchanov, as well as three versions of the libretto of the opera “Simple Operation”, based on G. Krasilnikov’s novel “The Beginning of the Year”. The librettos of unfinished works of G. Korepanov, first introduced into the scientific circulation, is analyzed using the methods of historical and theoretical poetics and primarily with methodology by A. Veselovsky, V. Propp, O. Freidenberg, M. Bakhtin and N. Tamartchenko. As a result of comparing the structure of the plots of “Tuymat” and the opera “Natal”, common principles of plot composition are revealed, which make it possible to reveal the general plot-compositional scheme. The analysis of three versions of the librettos of the opera “Simple Operation”, which reflects a gradual adjustment of the idea in the direction of clarifying the same plot structure, confirmed the hypothesis that there are common principles of structure. Based on the obtained data, the indicated plot structure scheme was also found in operatic work “Rout”. The unified principles of plot composition in G. Korepanov’s works that are different in terms of genre and internal structure allow us to conclude that there are constant stylistic principles of creativity his works, because according to B. Ouspensky, “style is understood as a manifestation of a single system, a common internal form.”

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.16

Е. С. Лахтионова

«КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПАСПОРТИЗАЦИИ, ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ, РЕСТАВРАЦИИ, МУЗЕЕФИКАЦИИ, ПРОПАГАНДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СОХРАНЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье анализируется документ «Комплексная программа выявления, паспортизации, постановки на учет, реставрации, музеефикации, пропаганды и использования памятников истории и культуры Свердловской области на период до 2000 года» с целью выявления в нем информации, касающейся деятельности по сохранению памятников индустриального наследия в 1980–1990-е гг. на территории указанной области. При подготовке статьи были использованы методы источниковедческого анализа и синтеза, а также статистический метод. Как свидетельствуют данные из документа, к 1988 г. в Свердловской области было выявлено и поставлено на учет 33 объекта индустриального прошлого Урала, два из которых прошли к тому времени процесс музеефикации. Финансированием ремонтно-реставрационных работ должны были заниматься промышленные предприятия, на территории которых находились памятники, а также соответствующие министерства. Восемь объектов подлежали музеефикации в период с 1987 по 2000 гг. Часть материала анализируемого документа преобразована автором статьи в табличную форму для удобства восприятия информации. Последняя является чрезвычайно ценной для исследования деятельности по сохранению памятников индустриального наследия на Урале и в России, а также будет полезна историкам и специалистам, изучающим промышленную архитектуру Свердловской области.

Ключевые слова: памятник, индустриальное наследие, промышленная архитектура, сохранение, музеефикация, Свердловская область.

“A COMPREHENSIVE PROGRAM FOR THE IDENTIFICATION, CERTIFICATION, REGISTRATION, RESTORATION, MUSEUMIFICATION, PROMOTION AND USE OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS OF THE SVERDLOVSK REGION FOR THE PERIOD UP TO 2000” AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE PRESERVATION OF INDUSTRIAL HERITAGE

The article analyzes the document “A comprehensive program for the identification, certification, registration, restoration, museumification, promotion and use of historical and cultural monuments of the Sverdlovsk region for the period up to 2000” with the purpose of identifying information regarding the conservation of industrial heritage monuments in 1980–1990s in the territory of the specified area. In this paper, methods of source study analysis and synthesis were used, as well as a statistical method. According to data from the document, by 1988, 33 objects of the industrial past of the Urals were identified and registered in the Sverdlovsk Region, two of which had passed through the process of museumification by that time. The financing of repair and restoration work was to be carried out by industrial enterprises in whose territory there were monuments, as well as the relevant ministries. Eight objects were subject to museumification during the period from 1987 to 2000. Part of the data of the analyzed document was transformed by the author of the article into a tabular form for ease of perception of information. The last part is extremely valuable for studying the history of preservation of industrial heritage monuments in the Urals and in Russia, and will also be useful to historians and architects studying the industrial architecture of the Sverdlovsk region.

СКАЧАТЬ

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


DOI: 10.15350/26191490.2020.1.17

А. М. Багиров

ФЕНОМЕН МОСКОВСКОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье исследуются особенности творчества членов московского литературного сообщества, вышедших из Азербайджана, анализируются их практики как неразрывная часть общенационального литературного процесса. Рассматриваются важные теоретические аспекты их деятельности и с историко-литературной, и с теоретико-литературной позиции. Отмечается активное участие азербайджанских писателей-москвичей в литературном диалоге в условиях прогрессирующей глобализации. Разноплановое творчество московских азербайджанских авторов в советский и постсоветский период оценивается как феноменальное явление.

Ключевые слова: литературная школа, азербайджанские писатели, феномен, национальная культура, литературная среда, мировая культура, творчество, диалог, глобализация.

PHENOMENON OF MOSCOW AZERBAIJANI LITERARY MEDIA

In the article explores the peculiar features of the creativity of participants of the Moscow Azerbaijani literary environment, analyzes their work as an inseparable part of the national literary process. Important theoretical aspects of their activities are examined both from the historical and from the theoretical positions. The active participation of Azerbaijani Muscovite writers in the literary dialogue in the context of progressing globalization is noted. The diverse work of Moscow Azerbaijani authors in the Soviet and post-Soviet period is estimated as a phenomenal phenomenon.

СКАЧАТЬ



DOI: 10.15350/26191490.2020.1.18

В. Г. Керимли

ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАВКАЗСКИХ ТЮРОК КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье автор проследил развитие художественной культуры тюркских народов Кавказа в период от античности до современности. Это одна из первых работ, в которой предпринята попытка представить художественную культуру тюркских народов Кавказа как самостоятельный слой культуры. Главным исследовательским замыслом является историко-культурологическая разработка и освещение проблем, связанных с развитием художественной культуры тюркских народов Кавказа. На протяжении столетий на этнической карте наблюдается сложное сочетание различных культур, традиций, свойственных необычному множеству народностей, этнических групп, населяющих этот регион. Художественная культура является неотъемлемой частью жизни общества. Именно в художественных произведениях зафиксировано целостное выражение чувств, мышления и поведения представителей определенного мировоззрения. Знакомство с художественной культурой и ее сердцевиной – искусством, есть наилучший способ познания культуры любого народа и приобщения к ней.

Ключевые слова: тюркские народы Кавказа, художественная культура, народное творчество, искусство, мифологические представления.

ELEMENTS OF SPIRITUAL CULTURE OF CAUCASIAN TURKS

AS AN INTEGRAL PART OF ART CULTURE

In this paper the author traced the development of artistic culture of the Turkic peoples from the Caucasus in the period from antiquity to modernity. It is one of the first researches in which an attempt to comprehensively study the artistic culture of the Turkic peoples of the Caucasus was made as an independent layer of culture. The main research concept of the topic is the historical and cultural development and coverage of the problems associated with the development of the artistic culture of the Turkic peoples from the Caucasus. Over the centuries, on the ethnic map there has been a complex combination of different cultures, traditions, peculiar to an unusual multitude of people and ethnic groups inhabiting this region. Art culture is an integral part of society. A holistic expression of the feelings, thinking and behavior of representatives of a certain culture is recorded in the works of art. Acquaintance with the artistic culture and its core – art, is the best way to get acquainted with the culture of any people and familiarize with it.

СКАЧАТЬ

 

РЕЦЕНЗИИ

 

DOI: 10.15350/26191490.2020.1.19

Р. Н. Касимов

Рец. на книгу: ПОНОМАРЕВ К. А. О СУДЬБЕ УДМУРТСКОГО НАРОДА. Ижевск: Удмуртия, 2018. 254 с.

СКАЧАТЬ


AD MEMORIAM


DOI: 10.15350/26191490.2020.1.20

И. В. Журбин

«ДОРОГАЯ МАРГАРИТА ГРИГОРЬЕВНА…»

СКАЧАТЬ


DOI: 10.15350/26191490.2020.1.21

А. М. Белавин, Н. Б. Крыласова

НАША МАРГАРИТА

СКАЧАТЬ