Урок науки и технологий: Наука для образования
Сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН провел открытый урок для учащихся Экономико-технологический колледжа г. Ижевска.
Владимир Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий. «Единство и борьба: конкуренция как двигатель науки» – так Президент России заявил о важности развития науки и высоких технологий в стране. Реализуя положения письма Министерства науки и образования Удмуртской Республики о проведении 1 сентября 2021 г. в образовательных организациях Удмуртской Республики открытого занятия по теме: «Урок науки и технологий: Наука для образования», старший научный сотрудник отдела междисциплинарных и прикладных исследований УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН Рустам Нуруллович Касимов провел расширенный классный час по проблемам современной науки и образования для обучающихся Экономико-технологический колледжа г. Ижевска. Встреча была организована по инициативе администрации образовательной организации.
В рамках встречи, кроме общих теоретических рассуждений, связанных с понятиями «культура», «наука», «образование», «современное общество потребления» была предпринята попытка ответить на ряд проблемных для современной науки вопросов:
- Как обеспечить интеграцию научных знаний «узких направлений» исследований, чтобы быть понятными и полезными современному обществу?
- Что такое междисциплинарность, межпредметная интеграция, прикладные исследования?
- Соответствуют ли межпредметная интеграция, прикладные исследования, междисциплинарность требованиям современного социума, подростков и молодежи?
Бурное обсуждение вызвали проблемы связанные с социальной, культурной маргинальностью молодежи, как трендами современного общества. Ясно, что культурная маргинальность подростков находит свое отражение в ярких формах молодежной субкультуры. Традиционная, общепризнанная мораль и нравственность, в основе которой лежит система ценностей большинства и научная картина мира часто понимается молодым поколением неоднозначно. Это, в свою очередь, приводит к попыткам обретения ими собственных смыслов и ценностей, осознанию собственной уникальности и феноменальности, к конфликту поколений, в конце концов. А социальная маргинальность, как временное явление, вызвана неопределенным статусом молодежи в обществе. Естественно, что неполнота социального признания обнаруживается не только в правовом поле, но и во временном отсутствии у молодежи важных социальных маркеров: профессии, собственной семьи, собственного жилья, в конце концов, авторитета среди взрослых. Безусловно, эти проблемы заставляют нас задуматься, как использовать инструменты науки в системе образования, чтобы быть понятными и полезными подрастающим поколениям.
Такие инструменты есть:
- Осмысление (глубинное понимание, а не механическое запоминание) важнейших терминов, понятий, явлений.
- Формирование и развитие формальной логики, для выявления противоречия и последовательного решения проблемы.
- Анализ, подведение итогов, рефлексия деятельности.
Чтобы эти инструменты стали эффективными важно понимать, что ответы на проблемные вопросы современной науки и системы образования требуют скоординированного междисциплинарного подхода и введения прикладной составляющей, как в программы и тематику научных исследований, так и в образовательные и воспитательные программы.