Состоялась VI Межрегиональная научно-практическая конференция «Пути формирования этнокультурной компетентности обучающихся в образовательной организации»

29 марта 2019 г. в д. Быргында Каракулинского района Удмуртской Республики в рамках реализации программы инновационной образовательной площадки «Разработка и реализация этнокультурной составляющей содержания общеобразовательных учебных дисциплин в структуре единого этнокультурного пространства сельской школы» состоялась VI Межрегиональная научно-практическая конференция «Пути формирования этнокультурной компетентности обучающихся в образовательной организации».

 byrgynda.jpg

Организаторами конференции выступили АОУ ДПО УР «Институт развития образования» и Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, Управление народного образования Каракулинского района, Администрация МО «Каракулинский район».

Конференция проходила на базе Быргындинской средней общеобразовательной школы в рамках реализации программы инновационной образовательной площадки «Разработка и реализация этнокультурной составляющей содержания общеобразовательных учебных дисциплин в структуре единого этнокультурного пространства сельской школы» АОУ ДПО УР «Институт развития образования». Научный руководитель: Рустам Нуруллович Касимов, к.и.н, доц., старший научный сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. С 2015 г. педагогический коллектив школы создает рабочие программы учебных предметов, определяет их содержание, а также темы, при изучении которых используется этнокультурный, региональный, краеведческий материал.

В конференции приняли участие более 60 человек: педагоги Каракулинского и других районов УР, представители Республики Татарстан. На пленарном заседании выступили приглашенные докладчики – старшие научные сотрудники УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, к.и.н. Н.В. Пислегин и В.С. Чураков.

На конференции демонстрировались мастер-классы педагогов, работали 4 секции:

  •   Региональное и этнокультурное содержание основного и среднего образования;
  •   Этнокультурная составляющая в содержании начального образования;
  •   Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования;
  •   Реализация этнокультурного содержания в организации дополнительного образования и в рамках внеурочной деятельности.

Участники конференции высоко оценили работу организаторов, отметив, что программное, системное этнокультурное образование способствует воспитанию полноценной личности, способной к признанию собственной и чужой идентичности, понимающей многомерность мира, умело организующей партнерство с представителями различных культур.

По мнению научного руководителя площадки Р.Н. Касимова, «мы должны понимать, что полилог добрососедского общения возможен лишь в том случае, когда учитываются интересы всех этносов, проживающих в районе, в республике. Для этого нам необходимо знакомить обучающихся школ не только с историей, культурой «традиционных народов края», но и тех, кто появился на нашей территории относительно недавно. Невнимание к ним может привести к потенциальным рискам роста ксенофобии, радикализма и экстремизма на межэтнической и межконфессиональной почве, особенно в детской и подростковой среде».