О республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы преподавания социально-гуманитарных дисциплин"
1.jpg 16 апреля 2018 года Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН и Институт развития образования, совместно с МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» г. Ижевска и Региональным отделением Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания УР» в одиннадцатый раз провели Республиканскую научно-практическую конференцию «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН». Место проведения конференции было традиционным: МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» (г. Ижевск, ул. Холмогорова, 34).

Регистрация участников конференции и слушателей подтвердила участие около 300 участников. Это были специалисты из Ижевска, Глазова, Сарапула, Воткинска, Можги, Камбарки; Алнашского, Граховского, Воткинского, Сарапульского, Сюмсинского, Каракулинского, Кизнерского, Киясовского, Можгинского, Малопургинского, Увинского, Ярского и др. районов Удмуртской Республики, из Москвы.

Программа конференции была наполнена мастер-классами педагогов. Кроме того, успешно прошла работа двух секций:
1. Иизучение «трудных вопросов» истории России ХХ в.
2. Теория и методика преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла.

На пленарной части конференции с докладами выступили:
• Артасов Игорь Анатольевич, заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории, старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ». Тема: «Государственная итоговая аттестация по истории в 2018 г.»,
• Касимов Рустам Нуруллович, директор Центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», старший научный сотрудник отдела междисциплинарных и прикладных исследований УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, кандидат исторических наук, доцент. Тема: «Революционные события 1917-1918 гг. на территории края: трудные вопросы региональной истории».

Целью конференции была активизация работы педагогов-практиков по воспитанию уважительного отношения к прошлому страны, её истории и культуры и формированию опыта и культуры позитивного гражданского поведения. На двух основных секциях конференции были рассмотрены отдельные аспекты изучения «трудных вопросов» истории XX в.; теория и методика преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Педагоги высоко оценили подготовку и проведение мастер-классов: «Реализация Историко-культурного стандарта на уроках истории (на примере УМК «История России» для 8 кл. под редакцией А.В. Торкунова издательства «Просвещение»)», «Системный подход по организации синхронизированного курса «История - Литература - Искусство»», «Трудности и основные ошибки при подготовке к написанию ОГЭ по обществознанию», «Интеллектуальная игра по истории «Умники и умницы»: опыт работы г. Сарапула», «Урок государственности для старшеклассников: опыт работы г. Глазова», «Учет региональной составляющей при изучении истории России».

2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg

По итогам конференции, участники республиканской конференции рекомендуют:
Министерству образования и науки Удмуртской Республики и Республиканскому Институту развития образования:
1. предусмотреть в государственном задании АОУ ДПО УР «Институт развития образования» на 2018 год и последующие периоды разработку и реализацию сетевых и образовательных инновационных проектов историко-культурологической и обществоведческой направленности с учетом специфики этнического и конфессионального многообразия в Удмуртской Республике;
2. разработку и проведение образовательных модулей и курсов повышения квалификации по теме: «Трудные вопросы истории: XX век"; по теме: «История и культура традиционных народов Удмуртской Республики»;
3. курсы повышения квалификации, предметные семинары по тематике подготовки к процедурам ГИА по истории и обществознанию в Удмуртской Республике;
4. проработать вопрос о создании общественной некоммерческой организации, объединяющей профессиональных историков и обществоведов в республике, основным направлением деятельности которой станет культурно-просветительская работа по изучению истории и культуры народов, проживающих на территории Удмуртской Республики.

Министерству образования и науки Удмуртской Республики Республиканскому Институту развития образования совместно с Удмуртским институтом истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН:
организовать и провести цикл просветительских событий (публичных лекций и круглых столов) для педагогической общественности по теме: «Трудные вопросы истории: XX век"; «История, родные языки и культура традиционных народов Удмуртской Республики».

АОУ ДПО УР «Институт развития образования»:
1. Популяризировать концептуальные положения модернизации преподавания истории и обществознания в контексте историко-культурного стандарта, ФГОС.
2. Обеспечить наполнение информационно-образовательной среды в преподавании истории и обществознания в контексте ФГОС посредством реализации сетевых проектов.

Региональному отделению Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания в Удмуртской Республике»:
Активизировать деятельность учителей истории и обществознания Удмуртской Республики в участии проектов Ассоциации учителей истории и обществознания Российской Федерации.

Учителям истории и обществознания образовательных организаций:
1. Содействовать совершенствованию гражданского-патриотического и духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
2. Приобщать детей к традиционным ценностям многонационального российского народа, к традиционным духовным ценностям, позволяющим жить и действовать в настоящем и будущем.

На итоговом «круглом столе» было отмечено, что в XXI веке, в связи с реализацией положений Историко-культурного стандарта, процесс изучения истории и культуры многонационального народа Российской Федерации оформился в четкую систему - от республики к стране; от понимания региональной идентичности к принятию идеи об общероссийской гражданской идентичности. По итогам конференции её участники пришли к мнению, что основные задачи развития исторического и обществоведческого образования в Удмуртской Республике должны быть решены через совершенствование организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного историко-обществоведческого знания с учетом региональной и этнокультурной специфики в республике.

Конференция проведена в рамках договора о сотрудничестве между УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН и республиканским ИРО с целью реализации долгосрочного проекта интеграции науки и образования и организации научных мероприятий с участием сотрудников УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН и ИРО.